Грузинские власти до сих пор не представили результаты вскрытия тела Александре Лашкаравы
Грузинские власти до сих пор не представили результаты вскрытия тела оператора Александре Лашкаравы, скончавшегося в июле после избиения участниками ультраправых группировок в ходе гомофобных погромов в Тбилиси.
Бека Такаландзе, юрист семьи Лашкаравы, подтвердил OC Media, что родственники по-прежнему ожидают результатов экспертизы.
В прошедшие выходные минуло пять месяцев со дня смерти Лашкаравы. Он скончался 11 июля через шесть дней после того, как получил множественные переломы лицевого скелета и сотрясение мозга во время анти-ЛГБТ протестов в Тбилиси.
5 июля в Тбилиси должен был состояться первый в Грузии парад ЛГБТ Queer Pride. Однако ситуация в тот день резко обострилась, когда тысячи сторонников ультраправых взглядов вышли на улицы города и предприняли ряд нападений на журналистов и представителей гражданского общества. По меньшей мере 53 сотрудника СМИ пострадали в результате вспышки насилия. Власти в то же время подверглись критике за откровенное бездействие в ходе беспорядков.
Вскрытием тела Лашкаравы занимается Национальное бюро судебно-медицинской экспертизы имени Левана Самхараули. При этом семья покойного настаивает на том, чтобы в данном процессе также участвовал независимый эксперт Александре Геджадзе.
Геджадзе в разговоре с OC Media рассказал, что за прошедшие пять месяцев никто из Бюро им. Самхараули не связывался с ним по поводу проведения вскрытия.
«Я не располагаю новой информацией. Ожидаю данных из бюро им. Самхараули», — сказал он.
Глава бюро по Восточной Европе и Центральной Азии при организации «Репортёры без границ» Жанна Кавелье осудила отсутствие прогресса в расследовании и назвала «тревожной» сложившуюся ситуацию.
«Не только вскрытие [тела] Лашкаравы не готов спустя пять месяцев, но и расследование беспрецедентного организованного насилия в отношении более 50 журналистов по-прежнему затягивается», — заявила Кавелье OC Media.
«Такая неэффективность следственных органов на фоне других дел явно свидетельствует об отсутствии политической воли».
«Недопустима безнаказанность за преступления против журналистов: свобода СМИ является опорой демократии, которая гарантирует существование других свобод».
«Местные и международные НПО, включая [«Репортёры без границ»], а также страны — члены ЕС незамедлительно отреагировали на инциденты с жестокими нападениями, что представляет собой серьёзный откат назад в плане свободы СМИ в Грузии».
«Народная защитница Грузии предоставила доказательства Министр внутренних дел обещал провести полное расследование этих нападений и смерти Лашкаравы. Но лишь менее 30 человек были арестованы по факту инцидентов с насилием и ни одного за организацию насильственных действий, а мы всё ещё ждём [результатов] вскрытия».
«Власти обязаны защищать журналистов, когда они выполняют свою работу. Мы ещё раз призываем их признать ответственность, провести глубокое, беспристрастное и прозрачное расследование обстоятельств смерти Лашкаравы и нападений, а также привлечь к ответственности всех виновных в актах насилия и их организации», — добавила Кавелье.
Позиция властей
После вспышки насильственных действий 5 июля и последовавшей гибели Лашкаравы грузинское правительство столкнулось с шквалом критики со стороны местных и международных наблюдателей, а также западных стран.
Несмотря на нападения на журналистов, начавшиеся утром 5 июля, Министерство внутренних дел не обеспечивало значительного присутствия полиции в столице. На территории, где всё же присутствовали полицейские, правоохранители часто не вмешивались, когда нападения происходили на их глазах.
В ответ на критику правительство предположило, что смерть Лашкаравы была вызвана не полученными травмами, а передозировкой наркотиков.
12 июля директор Главного управления уголовного розыска Министерства внутренних дел Мамука Челидзе представил «промежуточный отчёт» о его смерти. Во время представления Челидзе
Челидзе также заявил, что химико-токсикологический анализ обнаружил следы ряда наркотических веществ в организме Лашкарава, включая морфин, кодеин и габапентин, а также тетрагидроканнабинол, активное вещество в каннабисе, и моноацетилморфин, один из активных метаболитов героина.
Семья сообщила, что из-за полученных травм Лашкарава было предписано несколько сильных обезболивающих препаратов.
Заместитель директора Отделения по Европе и Центральной Азии в Human Rights Watch Гиорги Гогиа поставил под сомнение мотивы правительства, опубликовавшего промежуточный отчёт, согласно которому Лашкарава умер от передозировки, тогда как проведение полного вскрытия заняло так много времени.
«Вопрос заключается в том, какова цель так называемого “промежуточного отчёта”, опубликованного столь поспешно, если не влияние на общественное мнение?», — сказал Гогиа ОС Media.
«Важно, чтобы власти эффективно расследовали точные причины смерти [Лашкарава] и привлекли всех виновных к ответственности», — добавил он.
Национальное бюро судебной экспертизы имени Левана Самхараули сообщило ОС Media, что рассмотрение дела «близится к завершению» и результаты будут представлены властям «как можно скорее».