ЛГБТ в Молдове: “Ненависть к ЛГБТ людям систематически прививается политиками”
Несмотря на то, что гомосексуальность официально легальна в Молдове, ситуация для ЛГБТ-сообщества в небольшой стране постсоветского пространства, расположенной между Румынией и Украиной, является сложной. Разжигание ненависти в избирательных кампаниях, а также влияние консервативной русской православной церкви делают жизнь ЛГБТ людей особенно сложной.
Анастасия Данилова – ЛГБТ-активистка и исполнительная директорка Центра информации ГЕНДЕРДОК-М в Кишиневе. ГЕНДЕРДОК-М – единственная в Молдове правозащитная ЛГБТ-организация, основанная в 1998 году, что делает ее одной из старейших и крупнейших ЛГБТ-организаций на постсоветском пространстве. «Мы информируем людей о ЛГБТ-вопросах и документируем случаи дискриминации», – говорит Данилова. «Мы также проводим тренинги и мониторизируем разжигание ненависти в отношении ЛГБТ людей в нашей стране». Кроме того, в « ГЕНДЕРДОК-М » есть Программа «Здоровье сообщества», в которой основное внимание уделяется ВИЧ/СПИДу, с одной стороны, и психическому здоровью, с другой, – сказала Анастасия. А еще в организации работают группы поддержки для ЛГБТ-людей и членов их семей.
ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ ЗАКОННА
Гомосексуальность с 1995 года не является незаконной в Молдове. «Однако это не было решением Молдовы», – говорит Анастасия Данилова, – «это было требованием Совета Европы. Молдова очень хотела стать его членом, и поэтому приняла решение о декриминализации гомосексуальности». Однако, по словам Анастасии, это не повлекло за собой кардинального изменения в действии закона. «Давление со стороны Европейского Союза часто является единственным инструментом, который у нас есть», – объясняет активистка. «Вот почему мы обычно обращаемся к нашим европейским партнерам, когда ЛГБТ люди подвергаются дискриминации в Молдове».
По словам Даниловой, в Молдове есть только три закона, которые касаются ЛГБТ людей. В 2013 году вступил в силу закон о борьбе с дискриминацией, но единственный его параграф касается в основном сферы труда. «Однако работа ГЕНДЕРДОК-М показала, что мы можем использовать этот абзац против дискриминации и в других областях жизнедеятельности ЛГБТ людей», – сказала Данилова. Еще один закон, по ее словам, – это закон о свободе собраний, который вступил в силу в 2008 году. «Сексуальная ориентация в нем прямо не упоминается, но мы использовали этот закон против Молдавского государства в 2006 году. И только в 2012 году мы получили официальное уведомление о решении Европейского суда по правам человека. В нем говорилось о том, что, запретив Прайд-марш, Молдова дискриминировала ЛГБТ людей», – говорит активистка. Третий закон – это Право на убежище, принятый в 2009 году, и в котором прямо указывается сексуальная ориентация. Однако, по ее словам, ГЕНДЕРДОК-М редко вспоминает об этом законе, поскольку ЛГБТ-люди чаще эмигрируют, чем иммигрируют из-за ситуации в стране в целом. «И очень жаль, что ЛГБТ-люди вынуждены покидать свою страну и семью только для того, чтобы, наконец, стать самими собой».
Что касается однополых браков или усыновления, то такого закона вообще нет.
Организация прайдов стала возможной с 2002 года, хотя в последующие годы они часто запрещались местными властями. По словам Даниловой, на Прайд-марше стоят полицейские, что, в свою очередь, ограничивает свободу передвижения и, следовательно, видимость ЛГБТ-сообщества. Для многих жителей Кишинева это делает Прайд-марш невидимым.
В свою очередь полиция часто отказывается фиксировать преступления на почве ненависти в отношении ЛГБТ людей. «Согласно официальной статистике Республики Молдова, преступлений на почве ненависти против ЛГБТ людей не существует», – сказала Данилова.
ШТРАФ В 20 ЕВРО ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕ НА ПОЧВЕ НЕНАВИСТИ
В Молдове в течение семи лет находился в парламенте законопроект, определяющий, что такое преступления на почве ненависти и как они должны наказываться, говорит Дойна Иоана Стрэйстяну, адвокатка и правозащитница из Кишинева. По ее словам, она единственная адвокатка в Молдове, которая защищает права ЛГБТ людей в стране. На данный момент политическое руководство не видит в этом приоритета. В то время, как годовые отчеты ЛГБТ-организации «ГЕНДЕРДОК-М» показывают, что количество преступлений на почве ненависти не уменьшается. «Осознание того, что преступления на почве ненависти как таковые не наказуемы, приводит к все большему количеству нападений на маргинализированные группы, включая ЛГБТ людей, – сказала Стрэйстяну. Для юриста понятно, почему политики не уделяют этому вопросу первоочередное внимание. «Мы находимся в разгаре избирательной кампании», – сказала юристка.
По словам адвокатки, которая также представляет интересы ЛГБТ людей в делах о преступлениях на почве ненависти, она в своей работе использует то, что у нее есть. «Например, у меня есть возможность – даже если преступления на почве ненависти не закреплены в законе – просить об ужесточении приговора, если становится ясно, что преступление было мотивировано исключительно сексуальной ориентацией пострадавшего». По ее словам, в уголовном преследовании можно рассматривать аспект ненависти. Однако, это относится только к четырем компонентам: этнической принадлежности, социальному положению, национальности и религии. Сексуальная ориентация не входит в этот перечень.
Также есть статья, криминализирующая дискриминацию. По словам адвокатки, она была использована ею против радикальной российской анти-ЛГБТ-группы линчевателей «Оккупай педофиляй», которая базировалась в крупных городах Молдовы. По словам Страйстяну, с помощью приложений для знакомств и Интернета группа приглашала геев на свидания, чтобы нападать на них и избивать. В городе Бельцы группа примерно из 20 молодых людей напала на своего клиента, сняла эти действия на видео, а затем опубликовала их в Интернете. По видеозаписи удалось идентифицировать всех причастных к этому преступлению, но обвинительных приговоров не было, поскольку все нападавшие, за некоторыми исключениями, были моложе 16 лет. Несколько человек в возрасте 17 лет были приговорены к определенным годам тюремного заключения на испытательном сроке.
Хотя в Молдове было доказано десять случаев преступлений на почве ненависти против ЛГБТ людей, это единственный случай, по которому был вынесен приговор, сказала Стрэйстяну. По ее словам, это было в 2016-2017 годах. Во всех остальных случаях в возбуждении уголовного дела было отказано. Стрэйстяну направила эти дела в Европейский суд по правам человека.
Кроме того, в Бельцах был случай, когда неизвестный на улице ударил мужчину по лицу. Основанием для этого, по словам адвокатки, послужило то, что потерпевшего видели в Интернете с комментарием, что он гей. На самом деле, по словам Страйстяну, жертва была геем, но потерпевший не был открытым геем. Злоумышленник был приговорен к штрафу в размере 20 евро.
ПОЛИТИКИ ИСПОЛЬЗУЮТ ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ, ЧТОБЫ МАНИПУЛИРОВАТЬ
«Социальная ситуация в Молдове очень сложная», – говорит Данилова, – «потому что в обществе существует много предубеждений против ЛГБТ людей, которые очень часто используются политиками для манипулирования общественным мнением». Это подтверждает и адвокатка Дойна Иоана Страйстяну. «Общественное мнение ясно показывает, что люди считают ЛГБТ людей плохими. Например, никто не хочет жить рядом с ними, и никто не принимает членов семей геев или лесбиянок. Эту ненависть людям систематически внушают политические партии». По словам Даниловой, «ГЕНДЕРДОК-М» также предлагает юридическую горячую линию, где ЛГБТ люди могут обсудить с Дойной Иоаной Страйстяну преступления или угрозы на почве ненависти и их возможные последствия.
В стране нет специальной подготовки для студентов-медиков или сотрудников полиции по важным ЛГБТ-вопросам. ГЕНДЕРДОК-М – единственная организация в Молдове, которая предоставляет информацию по ЛГБТ-вопросам. Опросы населения в 2008 и 2016 годах показали, что 85 и 78 процентов соответственно полностью отвергали гомосексуальность как таковую. При этом другое исследование показало, что треть населения считает, что ЛГБТ людей не существует. «Мы очень довольны этой цифрой», – говорит Данилова, – «потому что по сравнению с предыдущими годами это улучшение. Мы также считаем, что через десять лет картина будет выглядеть иначе». Это также связано, по словам активистки, с тем, что молдавское общество очень консервативно и традиционно, что часто используется политиками. «Мы пытаемся привнести в Молдову западные ценности, но они противоречат нашим традиционным семейным ценностям».
«Особенно речи ненавсити в отношении ЛГБТ людей усиливаются в предвыборный период», – говорит Данилова. По ее словам, в 2018 году политиками было сделано больше всего речей ненависти в отношении ЛГБТ-людей. В 2020 году это были в основном женщины. На нынешних выборах Социалистическая партия объявила, что криминализирует любую публичную информацию о гомосексуальности как пропаганду. Кроме того, партия хочет ужесточить конституцию Молдовы, сформулировав, что только мужчина может быть отцом, и только женщина – матерью. Точно так же хотят прямо указать, что брак между двумя лицами одного пола запрещен.
Кроме того, церковь очень вовлечена в местную политику. «Бывает даже, что священники публично призывают к выборам кандидатов-гомофобов», – сказала Данилова.
ПОДРОСТКИ ОРГАНИЗУЮТ МЕРОПРИЯТИЯ В ШКОЛАХ
«Сексуальное образование, как правило, отсутствует во многих школах Молдовы, а информация о разнообразии тем более», – говорит Данилова. Она утверждает, что были попытки добавить сексуальное образование в учебную программу – даже без упоминаний ЛГБТ-вопросов, – но это было невозможно осуществить из-за сопротивления церкви и родителей.
«ГЕНДЕРДОК-М» также работает над программой по борьбе с травлей в школах, хотя сама программа и не предназначена исключительно для ЛГБТ людей, говорит активистка. Реализация программы стала возможной только для подростков в возрасте 14 лет и старше. В «ГЕНДЕРДОК-М» есть группа поддержки для ЛГБТ подростков, но это тоже исключение, потому что у психолога ГЕНДЕРДОК-М есть лицензия для этой возрастной группы. Но из-за позиции Министерства образования невозможно обсуждать какие-либо ЛГБТ-темы в школах.
Однако есть исключения. Например, Александра Йорга, студентка из Кишинева, говорит: «Я очень рада, что в моей школе проводились специальные мероприятия по воспитанию толерантности по отношению к ЛГБТ людям. Потому что в моей школе обучение идет только с 10-го по 12-й класс, и поэтому мы смогли организовать все самими, без того, чтобы министерство или родители что-то говорили». Она также утверждает, что в особенности в этом году она познакомилась со многими ЛГБТ-подростками. «Я не думаю, что существовало поколение раньше, в котором больше подростков были бы открыты. Вот почему так важно проводить подобные мероприятия, и я бы хотела, чтобы мы могли заставить министерство включить ЛГБТ-вопросы в школьное образование». Это также подтверждает Анастасия Данилова: «Я очень впечатлена тем, насколько храбры ЛГБТ-подростки в Молдове. Они сами организуют акции в своих школах. Это здорово».
Итак, как и во многих других странах, в Молдове есть надежда на то, что последующие поколения окажутся более толерантными и либеральными, во что, безусловно, внесут свой вклад социальные сети и поп-культура.
Сара ТЕКАТ
Фото: Архив Центра информации ГЕНДЕРДОК-М
Перевод Паулы Череску
#civilsocietycooperation: Этот материал был подготовлен в рамках проекта “Writing for Diversity” при поддержке Программы восточного партнёрства и Федерального министерства иностранных дел Германии.