Мне сказали: «Ты будешь сидеть». ЛГБТ-активист уехал из Ростовской области после пыток в центре «Э»
Волонтер штаба Алексея Навального, участник движения «Открытая Россия» и ЛГБТ-активист Федор Лаптев из Ростова-на-Дону уехал из региона после пыток, учиненных сотрудниками регионального Центра по противодействию экстремизму (ЦПЭ).
Федор прислал Открытой России свой рассказ о том, что произошло с ним за два дня, предшествовавшие его экстренной эвакуации.
День 1
Все было тихо и спокойно. Я уже забыл (почти) о том, что ко мне приходил сотрудник ЦПЭ для того, чтобы повесить на меня статью 6.21 КоАП («пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений». — Открытая Россия).
И тут звонок в дверь… «Откройте, полиция». Открываю, а там стоит все тот же «эшник» и еще один тип по имени Сергей. Они пришли, чтобы забрать меня на воспитательную беседу. Я отказывался, но мне сказали, лучше по-хорошему поехать с ними. Я позвонил адвокату, он мне сказал, если говорят ехать — поезжай.
Я сел в машину и тут начался мой первый день ада. Они мне начали говорить: «Хоть бы маму пожалел, она у тебя пожилая, ей жить да жить», «Ты знаешь, что с такими как ты делают в тюрьме? А некоторые не доживают до нее».
У меня сразу появился вопрос, какая может быть тюрьма, если это административка. Он мне сказал, что ему не понравилось, что я на стене опубликовал его ФИО, и поэтому против меня будет возбуждено дело по статье 137 УК (нарушение неприкосновенности частной жизни).
Мы приехали туда, и меня ждал сюрприз из областного ЦПЭ. Он кричал (когда люди кричат, я не воспринимаю информацию, у меня просто начинается истерика), руками размахивал. Потом в сантиметре от моего лица пролетает кулак. И вопрос: «Ты меня понял?». И мой ответ: «Я отказываюсь что-либо понимать, пока здесь не будет адвоката».
Я взял тогда фаблет в руки и собирался сделать звонок. Мой фаблет вырвали из рук и унесли в соседний кабинет. Потом они все ушли из кабинета. Меня резко в слезы, за дверью были разговоры на тему: «Может в лес его и дело с концом?», а второй ответил: «Когда мы его забирали, там была мать». Он назвал их дебилами и зашел в кабинет. Отдал мне фаблет и сказал идти к машине и что меня сейчас отвезут домой. Меня молча отвезли домой. Еще 3-7 часов после этого я не мог разговаривать.
День 2
У нас были гости. Мама зашла ко мне в комнату и сказала, чтобы я одевался. За мной приехали. Меня начало трусить, я написал во все чаты в телеграме, что меня снова увозят. И я случайно оставил телефон с интернетом дома.
Когда я сел в машину, все было как в тумане (было чувство, что еду на расстрел) когда мы приехали, меня кинули (именно толкнули сильно в спину) в сторону стула и сказали, что у меня «слишком длинный язык» и они будут сейчас это «исправлять». У меня в один момент началась истерика. Меня начал какой-то парень хватать за руки и резко дергать. Он мне сказал, что я должен им доносить все, что происходит в штабе Навального, должен немедленно написать заявление на координатора штаба за то, что она заставляла меня выходить на пикеты.
И тут я понял, что перед этим «беседа» должна была меня лишить всех эмоций кроме страха. Я сказал, что меня никто и никогда не заставит ничего сделать. Мне просто сказали, что я сам «напросился».
Далее ко мне зашел сотрудник и начал расспрашивать о Елене Климовой (создатель сообщества о гомосексуальных подростках в России «Дети-404»). Я сделал вид, будто не знаю, кто это. И на все их вопросы начал упоминать 51 статью ( статья 51 Конституции — «никто не обязан свидетельствовать против самого себя». — Открытая Россия).
И мне сказали: «Ты будешь сидеть». И резко ударили ногой по стулу так, что я вместе со стулом упал в бок. Дальше я плохо помню. Меня везли домой, у меня была дикая истерика и сильно болела спина и голова. Напоследок мне было сказано: «Если кто-нибудь узнает о наших беседах, ты не жилец».
После этого вся моя жизнь была как в тумане. Утром раздался звонок и сотрудник ЦПЭ сказал, чтобы я подъехал и подписал 3 протокола. По статьям 137 УК, 282 УК (возбуждение ненависти ли вражды) и 6.21 КоАП.
Я сказал, что смогу через несколько дней. И начал собирать самые необходимые вещи. Координатор «Открытой России» прислала мне денег на дорогу, и я покинул свой регион. И в итоге остался без жилья и еды. Но зато, как я считаю, в безопасности.
Координатор движения «Открытая Россия» в Ростове-на-Дону Анастасия Шевченко рассказала, что толком о деталях дела Федор ей не рассказывал и он был сильно напуган:
— Ребята из «Открытой России» скинулись ему на билет. Юрист «Открытого права» Николай Шатунов помогал ему, давал консультации. Федор будет писать жалобу на действия полицейских. Николай помогает ему в составлении жалобы.
Юрист «Открытого права» Николай Шатунов рассказал, что первая встреча с сотрудниками ЦПЭ у Лаптева была еще в сентябре:
«Все даже немного раньше началось:. тогда речь шла о его группе во „ВКонтакте“ для ЛГБТ-общения. Тогда его в первый раз припугнули».
Сами описываемые события происходили с Лаптевым в начале ноября.
Сам Федор Лаптев опасается за свою жизнь и не раскрывает своего местонахождения. Известно лишь, что он уехал из Ростовской области. В разговоре с Открытой Россией он сказал, что ранее в ЦПЭ от него требовали сотрудничества (по делу о «пропаганде»), а после требовали от него явиться в отдел.