Первый каминг-аут в армии Молдовы. Солдату грозит срок за дезертирство
В Молдове солдат-срочник совершил каминг-аут из-за издевательств на почве его сексуальной ориентации. Будучи в отпуске, он отказался возвращаться в часть и теперь рискует стать дезертиром.
18-летнему молдавскому солдату срочной службы Марину Павлеску, рассказавшему о своей альтернативной сексуальной ориентации, грозит до 5 лет лишения свободы за дезертирство. Он сейчас находится в отпуске и отказывается возвращаться в часть из-за издевательств сослуживцев вследствие его сексуальной ориентации.
Адвокат Павлеску надеется, что его случай – первый подобный в молдавской армии – станет юридическим прецедентом, а ситуацию, в которой оказался парень, сочтут “стечением тяжелых обстоятельств”, что позволит Павлеску избежать уголовного наказания. Эксперты в области защиты прав представителей ЛГБТИ-сообщества уже назвали эту историю очень важным событием, которое изменит молдавское общество.
Каминг-аут в Инстаграм
“В последние 6 месяцев я подвергался издевательствам и унижению из-за того, что я – гей. Поэтому я решил не возвращаться. Я понимаю, что мои действия оценят, как дезертирство. Я понимаю (что меня ждет. – Ред.) возможное наказание, в том числе заключение, если судья посчитает нужным его назначить. Но мой долг перед самим собой – уважение и шанс на счастье”, – заявил на прошлой неделе 18-летний Марин Павлеску, которому осталось служить еще шесть месяцев из годового срока.
Видео со своим обращением он опубликовал в Инстаграме после того, как окончательно решил – в армию из отпуска возвращаться не будет. Обращение быстро разлетелось по соцсетям, на сайтах появились статьи с кричащими заголовками, новость подхватили и телевизионщики. Парень, сам того не подозревая, объявил войну системе, которая перемолола не одну человеческую судьбу. “Я понимал, какими будут последствия, но другого выхода не было. Я, как и все, имею право на нормальную жизнь”, – рассказал Павлеску в интервью DW.
“Меня называли даже педофилом”
О сексуальной ориентации Марина Павлеску стало известно после того, как старшина записал его разговор по телефону с другом. Так как в части солдатам-срочникам нельзя пользоваться гаджетами, парню, как и другим новобранцам, спустя месяц службы разрешили позвонить с телефона командира. Павлеску и представить себе не мог, что его разговор кто-то может услышать, поэтому открыто говорил с другом о своих чувствах.
После этого нахождение Марина в армии превратилось в настоящий кошмар. “Меня обзывали, унижали, одна из женщин-военных даже назвала меня педофилом. Подвергался я и физическому насилию – дважды. Один из солдат ударил меня в грудь, а потом схватил за горло. У меня остались синяки на шее. Это видела и моя мама, которая пожаловалась командиру, но виновника не наказали”, – делится Павлеску.
Он рассказывал о том, что с ним происходит, психологу. Единственное, что та смогла предложить в качестве решения, – перевод в другую часть. Но такой вариант не устраивал солдата, так как его матери и другу пришлось бы преодолевать сотни километров, чтобы повидаться с ним.
“Я всего лишь защищаю свои права”
О том, что он гомосексуал, Павлеску, по его словам понял, когда ему было 15 лет: “Я видел в интернете такие пары, у которых есть возможность усыновлять детей. Я очень рад за них. Жаль, что в Молдове это не возможно. Поэтому я собрался с силами и рассказал все. Кто-то должен был это сделать, нужно что-то менять”.
Маме о своих отношениях с молодым человеком Марин рассказал перед тем, как ушел в армию: “Она сначала расплакалась, но потом поддержала”. Несмотря на то, что молдавское общество консервативно и по большей части агрессивно настроено в отношении ЛГБТИ-сообщества, парень не испытывает страха и прятаться не собирается: “Со временем все изменится”.
После его каминг-аута соотечественники из разных уголков планеты стали подбадривать Павлеску, присылать сообщения с обещанием помочь. По словам солдата-гея, поддержки намного больше, чем хейта. Он надеется, что в тюрьму за дезертирство его не отправят: “Я ничего не украл, я не сделал ничего плохого, я всего лишь защищаю свои права”.
Пять лет лишения свободы за уклонение от военной службы
Отстаивать свои права Марину Павлеску помогают сотрудники неправительственной организации Genderdoc-M. “Нам и ранее были известны случаи унижения и травли (геев. – Ред.) в закрытых учреждениях – это и армия, и места заключения. До нас очень часто доходила информация, но когда мы говорили людям о том, что они могут защитить свои права, они отказывались, потому что боялись сделать хуже, говорили, что это может сказаться на их родственниках. Поэтому люди в основном терпели, молчали и ждали, когда все закончится. Это первый случай, когда парень просто пошел ва-банк, потому что хуже уже не будет”, – пояснила координатор программ Genderdoc-M Анжелика Фролов.
18-летнему Марину Павлеску, если его действия квалифицируют как дезертирство, грозит штраф в размере до двух тысяч евро или тюремное заключение сроком до 5 лет. Адвокат солдата Дойна-Иоанна Стрэистяну говорит, что у него есть все шансы избежать тюрьмы. Согласно статье 371 УК Молдовы “Дезертирство”, если данное деяние совершено впервые или вследствие стечения тяжелых обстоятельств, то военнослужащий освобождается от уголовной ответственности. И хотя в истории молдавской юстиции это положение закона еще ни разу не применялось судом, в случае Павлеску аргументация его защиты будет строиться именно на нем.
Защита собирает доказательства того, что парень действительно подвергался травле и неоднократно говорил об этом психологу в воинской части. Между тем эксперты в области прав человека уверены – случай Марина Павлеску может стать прецедентом для Молдовы. “Мы надеемся, что как можно больше людей начнут говорить и защищать свои права. Еще очень важно, чтобы люди перестали оставлять комментарии (с выражением. – Ред.) ненависти. Они должны понимать, что таковые могут стать последней каплей, которая способны привести к самоубийству”, – добавила Фролов.
В министерстве обороны Молдовы заявили, что осуждают и нетерпимо реагируют на дискриминационные действия в отношении военнослужащих. Военное ведомство начало внутренне расследование для установления всех обстоятельств случившегося. Создана специальная комиссия, в которую вошли юристы, психологи Минобороны и представители военной полиции, сообщила пресс-секретарь министерства Алла Дьякону.