Откуда взялся миф о голубых нацистах
Среди нацистов было много геев? Это один из вопросов, которые историк Даниэль Сименс изучил в своей достойной прочтения книге об истории штурмовых отрядов (СА). Представление об “отравленной гомосексуализмом” верхушке СА создал один человек – Адольф Гитлер.
Фюрер свирепствовал. Адольф Гитлер лично отправился ранним утром 30 июня 1934 года в Бад Висзее в пансион Ханзельбауэр к своему противнику, руководителю СА Эрнсту Рему. Он обвинял многолетнего соратника в желании развязать против него путч. Когда Гитлер со своими людьми ворвался в отель, где ночевали Рем, командир группы СА в Силезии Эдмунд Хайнес и другие лидеры СА, его ярость еще усилилась.
Как позднее утверждали очевидцы, повсюду были следы страшного разврата. Очевидно, накануне ночью была не только пьянка, но и действия сексуального характера. И, как будто бы для скандала этого не было достаточно, речь шла о гомосексуальных практиках. Например, в кровати Хайнеса был обнаружен очень молодой юноша.
Историк Даниэль Сименс оставляет за рамками своей книги подробные описания происходившего, ссылаясь на то, что об этом уже и так достаточно рассказано. Это так, но имело бы смысл осветить несколько деталей. Не из вуайеристских соображений, а потому что Гитлер именно эти события после известной Ночи длинных ножей назвал причиной удара по руководству СА. Возможно, для достоверности было бы целесообразно поподробнее осветить этот момент. К тому же Сименс изучал вопрос о том, насколько ярко была выражена гомосексуальность в рядах СА.
Если вы при прочтении “Штурмовых отрядов: история СА” Сименса уже дошли до так называемой Ночи длинных ножей, значит, позади уже 200 страниц этой книги, в которой автор информативно, понятным для интересующихся историей языком и по-настоящему интересно рассказывает о возникновении и развитии штурмовых отрядов и их крахе. Из-за неимоверного количества литературы об истории национал-социализма и Третьего Рейха вряд ли можно было бы подумать, что книга Сименса спустя почти 75 лет после падения Третьего Рейха стала первым обзором этого важного аспекта.
Штурмовики хотели больше влияния
То, что руководитель СА Рем действительно летом 1934 года готовил путч против Гитлера, Сименс считает маловероятным. Вместе с тем было велико недовольство многих штурмовиков, они требовали продолжения “национальной революции”, устранения толстосумов из сферы экономики и больше места для себя у кормушки власти. Но Гитлер, а вместе с ним и его приближенные Герман Геринг и Генрих Гиммлер хотели сотрудничать со старыми элитами, пока те были готовы прогибаться. Они хотели использовать их, а не уничтожать.
Чтобы обосновать удар против Рема и его сторонников, требовались аргументы. Помимо подготовки путча Гитлер нашел обоснование и в гомосексуальности руководителя СА. Отдел печати еще 30 июня опубликовал сводку событий, в которой говорилось: “Процесс ареста продемонстрировал кадры, печальные с точки зрения морали, так что испарился любой след сочувствия. Некоторые лидеры СА брали с собой мальчиков для утех. Один был застигнут врасплох в отвратительной ситуации и арестован. Фюрер отдал приказ о беспощадном искоренении этого рассадника чумы”.
Гитлера долгое время не волновала гомосексуальность Рема
О гомосексуальности Рема к тому моменту было уже давно широко известно. То, что “извращенец” – так часто называли гомосексуалов – руководил огромной организацией СА с миллионами членов, вызывало резкую критику в НСДАП. Но самого Гитлера это никогда не волновало. В конце концов, партия – “не интернат благородных девиц, а боевая организация”, отмечал он.
“Мобилизация была долгое время важнее морализаторства”, – описывает историк Сименс стратегию Гитлера. Но все изменилось в тот день, когда фюрер смог обратить тот факт, что руководитель мужской организации СА предпочитает мужчин, против него. И то, что Рем был далеко не единственным гомосексуалом в руководстве СА, не было тайной, как показывает пример Хайнеса.
Ориентация Рема стала достоянием общественности еще в 1931 году, года социал-демократическая газета Münchner Post обвинила его в “гомосексуальном разврате”. В марте 1932 года пресса опубликовала личные письма Рема, в которых однозначно раскрывалась его сексуальная ориентация. Берлинская полиция наложила арест на эти письма еще годом ранее и передала их журналисту Гельмуту Клотцу.
Клотц сам изначально был сторонником Гитлера, но потом переметнулся к СДПГ. Он опубликовал эти письма тиражом в 300 тысяч экземпляров – катастрофа для Рема и всего движения национал-социалистов. Нацисты не поняли шутку. В мае 1932 года Клотц был жестоко избит несколькими депутатами НСДАП в кафе Рейхстага.
Противники нацистов выкрикивали “горячий Рем”
Публикация сделала очевидной связь между национал-социализмом и гомосексуальностью. На немцев, критиковавших нацистов, эта стратегия произвела сильное впечатление. Членов СА начали называть обидными прозвищами “мальчик по вызову”, “175-я гвардия”. Второе прозвище отсылало к параграфу 175 Немецкого уголовного кодекса, согласно которому однополый секс подлежал наказанию. И провокационные выкрики вроде “горячий Рем” и “хайль геи” часто звучали на улицах в адрес штурмовиков – конечно, только до “захвата власти” в январе 1933 года. Позже такие высказывания стали опасными для жизни.
У противников национал-социалистов все же была проблема. Во многих случаях они были против криминализации гомосексуальность – они не могли использовать эти сексуальные предпочтения против своих врагов. Они обращались с этой темой действительно дальновидно, считает Сименс. Примером был известный журналист и писатель Курт Тухольский, ярый критик национал-социалистов, написавший в газете Weltbühne, что нечестно нападать на Рема из-за его гомосексуальности, нельзя заглядывать в постель противнику.
Утверждение о нацисте-гомосексуале, конечно, не могло нравиться Гитлеру. Но когда он захотел устранить Рема из-за критики его политики, это ему помогло, заложив основу представления о том, что в руководстве СА – много “извращенцев”, которых необходимо устранить. Такая позиция нашла понимание среди многих сторонников национал-социалистов. В последующие годы нацисты отправили десятки тысяч гомосексуалов в концентрационные лагеря, многих убили. Снисходительности к высокопоставленным лицам в собственных рядах уже не было. И функционеры национал-социалистов, и сторонники нацистов среди чиновников и дипломатов также попали под огонь.
В действительности до сих пор бытует мнение, что гомосексуальность была широко распространена в рядах национал-социализма. Это скорее маловероятно. Но ясно одно: Гитлер сам, своей стратегией по изображению Ночи длинных ножей еще и как “чистки” от гомосексуалов в рядах СА, стал инициатором долговечного мифа о “голубых нацистах”.