Каким был Baltic Pride в Вильнюсе и что происходит в сфере прав ЛГБТ в Литве
8 июня в Вильнюсе по проспекту Гедиминаса прошло шествие в поддержку прав представителей ЛГБТ-сообщества Baltic pride. Марш проходит ежегодно в одной из Балтийских столиц — Риге, Таллине или Вильнюсе. По данным Литовской лиги геев, в марше участвовали более 10 тысяч человек — это самый многочисленный прайд в истории балтийских стран.
Флаги разных стран, Сердючка и евангелисты: как проходил марш
Участники марша за равенство и права представителей ЛГБТ-сообщества собрались у Бернардинского сада за пару часов до начала прайда на построение. В колонне — флаги Литвы, Латвии, Эстонии, Израиля, Ирландии, России, Швеции, а также транспаранты некоторых организаций и партий — к маршу присоединился Либеральный союз Литвы, посольство США, компания Barclays, гей-клуб Сохо. Каждая колонна принесла с собой и радужные флаги.
«Лично я живу в Литве, но я русский. На парад я пришел один — увидел российский флаг и присоединился к этой колонне. Это мероприятие близко мне по идейным соображениям — я поддерживаю равноправие для сексуальных меньшинств», — рассказывает участник шествия.
Житель Санкт-Петербурга Петя Воскресенский специально приехал из России на прайд. «Это один из ближайших прайдов, который располагается недалеко от России географически, с одной стороны. С другой стороны, в постсоветстких странах Балтии проблемы прав ЛГБТ-сообщества актуальны. Очень многие балтийские гомофобы используют ту же гомофобную риторику, что и российские гомофобы — якобы, что движение ЛГБТ западное и лишнее. На самом деле, ЛГБТ-люди всегда были, и в странах Балтии тоже. Среди ЛГБТ-представителей есть самые разные люди, и они тоже претендуют на гражданское равноправие», — говорит Воскресенский.
Колонна под флагом России не слишком многочисленна. На вопрос о том, каково стоять на прайде в Литве под российским флагом, участник прайда признает, что отношение к такой символике в странах Балтии напряженное. «Конечно, отношение к российским флагам в ближнем зарубежье в последнее время напряженное в связи с тем, что Россия уже дважды напала на своих соседей. В странах Балтии также опасаются нападения России. Но мы хотим подчеркнуть, что Россия — это не Путин и не только Путин», — говорит Воскресенский.
Еще одна колонна шествия идет под эстонскими флагами. «Эстонцы оценивают ЛГБТ-движение по-разному — это зависит от того, к какой общине принадлежит человек: к русскоговорящей или эстонскоязычной. Среди русскоговорящих негативные установки относительно представителей ЛГБТ распространены больше. Я приезжаю на парад, так как считаю, что это мой долг — показать видимость сообщества и поддержать ее. Я сам не эстонец, я из Украины, но живу в Эстонии — поэтому сегодня под эстонским флагом», — рассказал участник прайда Максим Косенчук.
Депутат Европарламента от Литвы, член либерального союза Пятрас Ауштравичюс в колонне раздавал картонные флажки: с одной стороны — радуга, с другой — логотип либерального союза. По словам Ауштравичюса, либеральное и демократическое общество должно быть открытым — поэтому политик пришел на прайд.
«В общественной жизни должны принимать участие все члены общества, невзирая на взгляды, способ жизни или цвет кожи. Это мероприятие — еще один шаг к более открытому обществу. Представителями ЛГБТ не надо пугать и их не надо пугаться — нужно просто стать рядом с ними и показать, что они такие же члены общества, как и ты», — заявил Ауштравичюс.
Еще до начала шествия у Кафедрального собора собралась небольшая группа людей с флагами Литвы, иконами и фигуркой девы-Марии. Вместе с этой группой стояли два священника — отец Эдмунд пояснил, что публичная молитва была гражданской инициативой и не исходила от костела.
«Люди собрались, чтобы показать, что большинство населения не согласны с таким маршем. Тем более католики и вообще христиане не согласны с этим. Будем молиться, читать части розария. Никаких криков и выпадов против шествия не будет — просто молитва», — сказал отец Эдмунд.
Когда началось шествие, группа действительно начала читать молитвы в рупор — однако их практически не было слышно из-за музыки Фредди Меркьюри и Верки Сердючки, доносящейся из украшенных воздушными шарами автомобилей шествия.
Чтение розария — не единственная форма выражения протеста против прайда. После начала шествия на Кафедральной площади появились евангелисты, которые надели на себя предупреждающие таблички и раздавали религиозные тексты на литовском языке.
«Мы пришли на площадь ко всем: и к протестующим, и к тем, кто думает, что у него сегодня праздник. Пришли с тем, чтобы люди обратились к живому Богу. Наша цель — чтобы люди покаялись. Это вечная погибель, это ад. Мы предлагаем людям не идти на погибель — там, в аду, люди кричат. А мы кричим здесь сегодня о спасении», — пояснила евангелистка Лиля, которая приехала из Украины.
Что происходит с правами ЛГБТ в Литве
Проводимое ежегодно шествие— это завершающее мероприятие фестиваля Baltic Pride. Во время фестиваля проходит и ряд других мероприятий — просмотры фильмов, дискуссии и даже однодневная конференция по правам человека.
В рейтинге ILGA Rainbow Europe за этот год Литва занимает 32-ое место из 49 анализируемых стран. Среди 28 стран ЕС Литва занимает 22 место по соблюдению прав ЛГБТ.
ILGA оценивает соблюдение прав секс-меньшинств по шкале от 0 до 100%, где 0 означает значительные нарушения прав секс-меньшинств, а 100% — полное соблюдение их прав. Ситуация в странах оценивается по таким критериям, как враждебное поведение и высказывания, возможность регистрации отношений и усыновления детей, правовое признание, обеспечение убежища, обеспечение равноправия и недискриминации. Наибольшие проблемы в Литве зафиксированы в категориях «убежище» (17% из ста), официальное признание пола и гендера (22% из ста), равенство и недискриминация (24% из ста).
Общую ситуацию в Литве оценили в 23%. Среди тревожных примеров организация приводит случай с поджогом офиса Литовской лиги геев (ЛГЛ) и последующим поджогом двери дома литовского режиссера и открытого гея Ромаса Забраускаса — на балконе его дома висел радужный флаг. При опросе представитель полиции посоветовал режиссеру снять флаг, пока дом не сожгли полностью. Организация отмечает, что досудебное расследование этих инцидентов было остановлено.
После инцидента Забраускас собрал деньги, на которые купил 500 радужных флагов и раздал всем желающим жителям Вильнюса в качестве ответа на атаку.
Также организация напоминает, что в августе сразу несколько правозащитных организаций призвали Министерство науки и образования запретить учебные материалы, которые распространяют дискриминационную или предвзятую информацию о ЛГБТ. Правозащитники заметили, что в материалах для повышения квалификации учителей по вопросам здоровья и гендера есть информация, представляющая гомосексуалов как людей с психически нездоровым поведением, которое является результатом неправильного воспитания.
ILGA подчеркивает, что за весь прошлый год 14 транссексуалов в Литве официально сменили документы — всем им пришлось делать это в судебном порядке. Административные процедуры остаются недоступными.
Организация также отмечает неясный статус иностранцев, которые заключили однополые браки или оформили партнерство в других странах ЕС (в Литве закона о партнерстве нет, а однополые браки не регистрируются). Правовой статус иностранцев в Литве официально не запрещает воссоединение однополых пар. Однако неясным остается термин «супруг» в случае однополого брака при предоставлении права на жительство гражданам стран, не входящих в ЕС.
В качестве примера приводится история белоруса, который заключил однополый брак в Дании с литовцем. Департамент миграции Литвы отказал белорусу в виде на жительство по воссоединению семьи. Позже Конституционный суд постановил, что Литовская сторона должна предоставлять вид на жительство иностранному гражданину, который за рубежом заключил однополый брак с литовцем. По мнению суда, ограничение права на воссоединение семьи лиц одного пола не согласуется с запретом на дискриминацию и положениями, защищающими человеческое достоинство.
Фото Константина Рубахина