Российская журналистка, натуралист, автор и ведущая популярного YouTube-канала «Всё как у зверей» Евгения Тимонова рассказала в эссе для «Афиши Daily», почему быть гомофобом – это значит идти против природы.
Известно, что жизнь у людей с нетрадиционной ориентацией в нашем обществе очень несладкая. Однако в жизни Евгении Тимоновой был период, когда она решила попробовать такую жизнь.
«Я так устала от отношений с «не теми парнями», что очень хотелось бросить эту канитель, стать лесбиянкой и зажить наконец счастливой семьей с человеком, который меня по настоящему понимает, — любимой лучшей подругой. Благо, счастливых однополых семей в нашем кругу было немало, и мы обе им ужасно завидовали», – пишет она.
Однако, создать семью у автора эссе и ее подруги не вышло. Несмотря на честные старания и даже попытки целоваться, настоящая любовь не получилась – в самые «ответственные» моменты обеим было просто смешно – и только. Подруги решили остаться подругами и ждать, когда для них, наконец, найдутся «те парни».
Однополые отношения – явление довольно частое – не только у людей, но и у животных. Нравится это кому-то или нет, но часть живых существ на планете Земля рождаются с запечатленным в гипоталамусе влечением к представителям своего пола – и с этим абсолютно ничего нельзя поделать. Многочисленные попытки излечить «неправильных» всегда оборачивались неудачей – а зачастую и трагедией. Наконец, в конце прошлого века ВОЗ официально исключила гомосексуальность из Международной классификации болезней, признав ее вариантом нормы. Соответственно, стремление оспорить психическое здоровье таких людей нормой быть перестало.
Однако большинство людей и сегодня плохо представляют себе, откуда берется гомосексуальность, и вообще их знания на эту тему располагаются на отметке ниже нуля.
Чтобы исправить ситуацию, Евгения Тимонова решила коротко и популярно объяснить, что, как и почему.
Итак, в дикой природе ученые обнаружили примерно полторы тысячи примеров гомосексуального поведения и – за все время наблюдений – ни одного примера гомофобии. Для некоторых это стало поводом заявить, что именно гомофобия и отличает человека от животных – наряду с технологиями, компьютерами и прочими достижениями прогресса. Идея довольно интересная, но здесь важнее понять, есть ли в таком отличии какая-то польза для человечества. Ну, а для этого необходимо взглянуть на вопрос поближе.
Что означает термин «гомофобия»
Понятие «гомофобия» было сформулировано американским психиатром Джорджем Вайнбергом и было описано в книге «Общество и здоровый гомосексуал», опубликованной в 1972 году. Позднее термин был уточнен Европарламентом в резолюции 2006 года «О гомофобии в Европе»: «Иррациональный страх и неприязнь к гомосексуалам, основанный на предубеждении, подобному расизму, ксенофобии, антисемитизму и сексизму». То есть, когда вы говорите, что гомофобией не страдаете, поскольку геев не боитесь, а они вас попросту бесят – вот это и есть гомофобия. При этом нужно различать гомофобию и гомонегативизм, когда человек против однополых отношений ничего не имеет, но предпочитает дистанцироваться от этого явления. Гомофобия же, наоборот, уделяет гомосексуальности огромное внимание, подмечает малейшие подробности и неустанно говорит на эту тему, отпуская поражающие страстью и силой воображения комментарии.
Геями рождаются, а гомофобами становятся
Если вы гей, то это означает, что вы им родились из-за особой комбинации ваших генов и гормонов вашей матери в период беременности. Изменить сексуальную ориентацию нельзя, ни в ту, ни в другую сторону. Это значит, что если вы родились натуралом, то им вы и останетесь. И никакие методы «лечения», включая пропаганду, здесь просто не работают.
А вот если вы гомофоб, то им вы стали в результате взаимодействия вашей психики и социального опыта. То есть, это качество – приобретенное. К примеру, если ваш папа любил повторять, что ненавидит геев, велика вероятность, что вы заговорите так же – конечно, если папа для вас образец, и вы хотите быть похожим на него.
Стать гомофобом сможет не каждый. Для этого нужны определенные «таланты» и склонности. В России гомофобию «исповедуют» чуть более трети взрослого населения, при этом основная часть сторонников преследования геев – люди с минимальным образованием, зато настолько активные, что создается впечатление, будто они повсюду, и в обществе их – большинство. Подумайте сами – если вам встретятся десять адекватных людей и один неадекватный – кого из них вы запомните надолго и в красках?
Большая часть гомофобов – мужчины
Гомофобами в основном являются мужчины с определенным складом личности. Обычно такие персонажи отличаются токсичной маскулинностью либо острым и неудовлетворенным желанием доминировать в мужском коллективе. Еще гомофобия может указывать на интерес ее «носителя» к карцерной культуре, процветающей в тюрьмах и других закрытых заведениях с суровым укладом, где однополые акты помогают сохранять иерархию подчинения, когда «настоящие» мужчины доминируют над «ненастоящими». Для такой культуры свойственны два момента. Во-первых, распространение гомофобии лишь на пассивного участника – к «активам» никаких претензий не возникает. Причина – страх самому оказаться «внизу». Во-вторых – носители «карцерной культуры» абсолютно не приемлют возможность добровольности и приятности акта однополой любви для обеих сторон. Они уверены, что принимающая сторона испытывает только унижение и боль.
Гомофобия – явление иррациональное
Гомофобия иррациональна и основана на предрассудках. Однако низкий уровень образования и зачастую интеллекта гомофобов позволяет им игнорировать научные факты и искренне верить, что неприязнь к геям логически обоснована. Возьмем хотя бы распространенный аргумент: «гомосексуализм вреден, потому что у геев не может быть детей». А как же пары, страдающие бесплодием, и сторонники идей чайлдфри? Тем более, что желание завести детей никак не связано с ориентацией: известно, что геи становятся прекрасными родителями как своим, так и усыновленным детям.
Также гомофобия бывает следствием недостатка критического мышления – особенно это проявляется в религиях, многие из которых осуждают однополую любовь, запрещают ее и призывают к наказанию за нее.
Еще гомофобия может быть элементом государственной идеологии. Как заметил сексолог Игорь Кон: «Специфическая черта российской политической гомофобии — ее резкая антизападная направленность». Конфликт между Россией и Западом от геев никак не зависит, но сильно влияет на их положение. В 1993 году Россия, стремясь попасть в Совет Европы, отменила уголовную статью за мужеложство и объявила курс на толерантность. В конце нулевых ситуация изменилась, и государственная политика пошла другим курсом.
Подобное использование стереотипов патриархального сознания в интересах власти абсурдно, но для определенной части аудитории весьма привлекательно. При желании, гомофобию даже можно сделать частью национальной идеи – чем только не займешься, если у нации нет идей получше.
Известно, что для управления общественным сознанием необходим образ врага: неправильного, вредного и грязного. А геи – очень удобный объект для насаждения социальной паранойи: они среди нас, ничем не отличаются, но все-таки «другие», а значит, могут быть назначены врагами. Поэтому, как замечает Евгения Тимонова, «официальная гомофобия свойственна любой диктатуре — как температура гриппу».
В середине 30-х годов в нацистской Германии геи были объявлены преступниками, связанными с коммунистами. Практически в то же время в Советском Союзе приняли закон об уголовном наказании за мужеложство – но здесь его объявили атрибутом фашизма и буржуазности. «В стране, где мужественно и успешно хозяйствует пролетариат, гомосексуализм, развращающий молодежь, признан социально преступным и наказуемым, а в «культурной» стране великих философов, ученых, музыкантов он действует свободно и безнаказанно. Уже сложилась саркастическая поговорка: «Уничтожьте гомосексуалистов — фашизм исчезнет», — написал Максим Горький в 1934 году в своей статье «Пролетарский гуманизм». В Германии от антигейских законов пострадало около 50 000 человек, в СССР – не менее 25 000, по некоторым оценкам – много больше. Надо сказать, в период холодной войны волна гомофобии прокатилась и по Соединенным Штатам – там геи были объявлены особо склонными к коммунистическим идеям. Правда, в этой стране их не сажали и не расстреливали, а просто увольняли – но жизней было поломано тоже немало.
Типичные приметы диктатуры – упрощенная картина мира. Все делится на черное и белое, друзей и врагов, плохое и хорошее – и никаких полутонов и оттенков, а также размышлений о причинах и следствиях. Раздувать гомофобию выгодно, ведь ее носители – простые, не имеющие привычки задумываться и сомневаться люди – сила. Дешевая рабочая сила. А при необходимости – еще и пушечное мясо.
В гомофобном обществе объектом агрессии может легко стать и гей, и натурал
В отличие от компьютеров и прочих достижений прогресса все, что дает человеческому обществу гомофобия – ненависть, боль и травмы. При этом мишенью гомофобии может оказаться не только гей. Сколько гетеросексуалов слышат – или боятся услышать – фразу «Чего такой красивый, педик, что ли?» или «Стриженая – значит, лесба». В гомофобном обществе вы можете иметь самую «правильную» ориентацию – и все равно стать жертвой агрессии. На самом деле, даже «мягкие» варианты типа «я не против геев, пусть делают в постели что хотят – лишь бы не высовывались» – ни что иное как отвержение личности социумом, изгнание и стигматизация ее основных чувств и эмоций. Результат – интернализованная гомофобия, ненависть и презрение к самому себе, которые со временем выливаются в неврозы и тревожные расстройства.
А окончание статьи Евгении Тимоновой нам захотелось просто процитировать:
«Но есть пара вещей, в которых гомофобам можно позавидовать. Например, у них невероятно развита эмпатия, способность к чувственному сопереживанию. Это единственное, чем можно объяснить удивительный феномен, когда одно только подозрение, что кто-то где-то занимается анальным сексом, способно вызывать у гомофоба жгучую боль в анусе. И даже тот факт, что далеко не все гомосексуалы это практикуют и далеко не все гетеросексуалы от этого воздерживаются, не способен ее унять. А эмпатия — это и есть настоящая основа человечности. Правда, когда она проявляется не через анус.
И главное. В эксперименте, проведенном в Университете Джорджии, двум группам мужчин с толерантными и гомофобными установками показывали гетеро-, лесби- и гей-порно, а с помощью плетизмографа (аппарат, который определяет колебания объема частей тела) замеряли уровень эрекции. В результате оказалось, что на гетеросексуальные и лесбийские стимулы примерно одинаково откликнулись и те и другие. А вот на мужскую гомоэротику отчетливо возбудились только члены гомофобной группы. Так что если вы гомофоб, возможно, ваш круг потенциальных партнеров на самом деле гораздо шире, чем вы думаете».