Мне нужна она: барнаульская лесби-пара о жизни, проблемах и поправках в закон
После новостей о поправках в Семейный кодекс девушки приняли решение рано или поздно уехать из России. Другого выхода они не видят.
Однополые браки в России официально не признают. Поправки в Семейный кодекс, которые предложила внести группа сенаторов во главе с Еленой Мизулиной, касаются в том числе прямого запрета однополых браков в стране. До этого понятие брака “как союза между мужчиной и женщиной” было закреплено в поправках к Конституции. “Толк” узнал, что по этому поводу думает ЛГБТ-сообщество Барнаула и как людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией живется в провинции.
“Тягу почувствовала в первом классе”
Елена и Наталья (имена изменены. – Прим. ред.) познакомились в общей компании еще подростками и много лет дружили. Елена поняла, что ее привлекают девушки, еще в первом классе, а вот Наталья осознала это только во время общения с подругой. Пару лет назад они стали парой и теперь живут вместе.
“Я эту тягу впервые почувствовала в первом классе, когда мне захотелось ухаживать за своей одноклассницей, как мальчик за девочкой. Тогда я совсем не понимала, что это, не знала, как называется. И уж тем более не задумывалась, что это как-то “неправильно”. С возрастом я начала понимать, что это”, – рассказывает Елена.
По словам девушки, в юности у нее были отношения с парнями, но это было скорее “для галочки”, потому что в школе, “если ты встречаешься с мальчиком, то ты крутая”. А крутыми хотели быть все.
“С мамой говорю свободно”
Признание во всем маме стало одним из самых сложных моментов, говорит Елена. Девушка перестала скрывать свою ориентацию с того момента, как сама себе открыто в этом призналась и перестала пытаться быть “нормальной”. Сейчас ее мама в курсе, что у нее серьезные отношения с подругой, они знакомы и нормально общаются.
“Моя мама приняла меня. Да, этот период был сложным, но он стоил того. Сейчас со своей мамой говорю свободно о своих отношениях, для нее это перестало быть чем-то необычным. С коллегами по работе на эти темы вообще не общаемся. Тут уже дело личной жизни. Возможно, они догадываются, но вопросов не задают”, – объяснила Елена.
У Натальи все было по-другому: тот факт, что ее привлекают девушки, она осознала и приняла только после 20 лет.
Аккаунт не для всех
“Осознать в 20 лет, что ты лесбиянка, непросто. Чаще всего от своих ЛГБТ-знакомых я слышала что-то вроде “я знала это с самого детства” или “я влюбился в мальчика в первом классе”. А у меня никогда не было такого. Просто в какой-то момент я поняла, что это тот самый человек, и пол тут реально неважен”, – рассказывает девушка.
По словам Натальи, они особо не скрывают свою ориентацию. Мало того, у пары есть аккаунт в Instagram, где они каждый день показывают свою жизнь и даже пытаются изменить отношение людей к таким, как они. Но открыт он только для избранных.
“Мы живем в небольшом городе, где все друг друга знают. Больше всего я боюсь за свою маму, что ей начнут что-то высказывать из-за меня, поэтому наш аккаунт открыт не для всех. Моя мама в курсе, что я встречаюсь с девушкой. Она приняла меня и сказала, что для неё это не важно, главное, чтобы я была счастлива. Она уважает мой выбор”, – прокомментировала Наталья.
“Я могу вас исправить”
Отношение общества к лесбиянкам всегда было более лояльным, чем к геям. Но женщинам тоже приходится непросто. Елене и Наталье неприятно, что они не могут вести себя как гетеропары, а когда расслабляются, порой попадают в неприятные ситуации.
“Мне очень неприятно, что в своем городе я не могу пройтись за руку со своей девушкой или поцеловать ее как гетеропары, не боясь, что нам крикнут что-то обидное вслед или закидают камнями, как в Санкт-Петербурге. Был случай, когда моей девушке кричали вслед “ты баба или мужик?!”, так как она выглядит достаточно маскулинно”, – рассказывает Наталья.
Незнакомый мужчина в клубе предлагал девушкам их “исправить”: “Я вас могу исправить! Вот вы переспите со мной и поймёте, что такое настоящий мужик!” – рассказывает Наталья. По ее словам, обиды на таких людей нет.
“Это не их вина, что они не знают о нас. У нас не рассказывают о таких, как мы. Об этом не принято говорить”, – объясняет Наталья.
“Просто хочу уехать”
После новостей о поправках в Семейный кодекс девушки приняли решение рано или поздно уехать из России. Другого выхода они не видят.
“Иногда я думаю: сиди и радуйся, что ты живешь не на Кавказе, где таких, как ты, могут и убить. А потом понимаю, что так не должно быть! Почему люди, которым “посчастливилось” влюбиться в человека противоположного пола, имеют больше прав, чем я? Что я такого сделала? Почему я не могу даже мечтать о пышной свадьбе со своей девушкой в своей стране?” – возмущается Наталья.
Елена считает, что эти поправки – способ напомнить ЛГБТ-сообществу, что у них как не было прав, так и не будет. Выхода из создавшегося положения нет, поэтому остается только копить деньги и уезжать.
Что за поправки
В поправках, которые предложила Мизулина, впервые в российском законодательстве говорится о прямом запрете однополых союзов. В РФ и раньше не было такой практики. В действующей редакции Семейный кодекс в двух статьях (1 и 12) утверждает понятие брака как добровольного союза исключительно мужчины и женщины, пишет
Сенаторы предлагают дополнить статью 14 Семейного кодекса. В ней перечислены обстоятельства, которые препятствуют заключению брака. Сейчас таких обстоятельств четыре:
- наличие другого зарегистрированного брака;
- близкое родство;
- усыновление одной стороны другой;
- признание хотя бы одной стороны недееспособной вследствие психического заболевания.
С внесением поправок Мизулиной появится пятый пункт, который и запретит брак между лицами одного пола.
Согласно новым поправкам, однополые браки, заключенные в других странах, в России также не будут признаваться. В РФ признается любой зарегистрированный за ее пределами брак, но только если он отвечает двум условиям: соответствует законодательству страны, в которой был заключен, и не противоречит 14-й статье российского Семейного кодекса.
Таким образом, поправки не позволят признать законными однополые браки, заключенные в других странах.
Во всех комментариях и в пояснительной записке к законопроекту содержится указание на новый пункт ст. 72 Конституции РФ, в которой говорится о “защите брака как союза мужчины и женщины”.