Как художник Tom of Finland создал брутальную гей-эстетику
Мускулистые мужчины в полицейской униформе ласкают друг друга, пока двое заключённых украдкой наблюдают за ними. Ещё двое в костюмах военных целуются взасос, в то время как трое моряков в белых бескозырках без стеснения трогают друг друга за волосатую грудь. Видели эти сюжеты? Вчера их автору, финскому художнику Тоуко Валио Лааксонену, исполнилось бы 99 лет. Если его имя вам ни о чём не говорит, то вы не одиноки — ведь Лааксонен прославился под псевдонимом Tom of Finland, «Том из Финляндии».
Художник выбрал своей темой сцены брутального гей-секса: его рисунки — это страстные объятия и поцелуи мотоциклистов, полицейских, военных и тюремных заключённых. Лааксонен нарисовал собственную, легкоузнаваемую эстетику, взяв за основу стереотипные гомосексуальные фетиши. Полуобнажённые красавцы; мускулы, затянутые в кожу и латекс; волосы на лице и теле — всё это в рисунках Tom of Finland получается вызывающе маскулинным и чрезвычайно сексуальным. В честь дня рождения финского художника мы собрали самые интересные подробности из жизни Тоуко Лааксонена и вспомнили его вызывающее творчество, благодаря которому его уже полсотни лет считают гением современного искусства.
Tom of Finland — гордость Финляндии
Тоуко Валио Лааксонен родился в 1920 году в финском городе Каарине, всего в 160 километрах от Хельсинки. Финляндия тогда только начинала справляться с последствиями войны с Россией, поэтому детство будущего художника едва ли можно было назвать лёгким. Однако Тоуко рос в интеллигентной семье, так что родители занимали ребёнка музыкой, литературой и живописью. Вернувшись с фронта Второй мировой войны, Лааксонен связал жизнь с рекламой. Будущий художник устроился арт-директором в местное рекламное агентство, но всё свободное время посвящал гомоэротике, вдохновение для которой отыскал в собственных эротических фантазиях.
Первая слава пришла вместе с публикациями американского гей-порножурнала Physique Picture в 1957 году, но настоящего успеха и всеобщего признания пришлось ждать довольно долго: вызывающее творчество Лааксонена всё ещё оставалась маргинальным. Причина — запрет на однополые отношения, продержавшийся в Финляндии вплоть до 1971 года. В день отмены дискриминационного закона художник уже давно разменял шестой десяток, а запрет на «пропаганду гомосексуальных отношений» так и вовсе продержался до 1999 года — то есть ещё восемь лет после смерти Тоуко Лааксонена.
По-настоящему серьёзный успех ждал Лааксонена в Америке. В 1978 году на первой американской выставке работы художника увидел 26-летний Дирк Денер. Однажды он написал своему кумиру письмо с приглашением в Лос-Анджелес: Денер был уверен, что Западное побережье Америки точно оценит работы эпатажного художника. И Лааксонен приехал! В будущем у них получился бойкий союз, в котором Денеру, по его же словам, достались роли «делового партнёра Лааксонена, его публициста, его лучшего друга, его доверенного лица, его музы, его сутенёра, его сексуального партнёра». Сегодня именно он возглавляет Tom of Finland Foundation, штаб-квартира которого расположилась вовсе не в Хельсинки или Каарине, а в Лос-Анджелесе.
Для того чтобы Tom of Finland стал национальной гордостью Финляндии, потребовалось время. Финнам не хотели, чтобы их прекрасная страна ассоциировалась с мужчинами в коже и подтяжках, однако быстро поняли: искусство — отличный экспортный товар. В 2014 году работы художника украсили финские марки: так финская почтовая компания Itella Posti стала первой в мире, выпустившей на марках гомоэротические сюжеты. Работы художника отбирала группа искусствоведов, но без скандала всё равно не обошлось. В России за него отвечал Виталий Милонов: депутат потребовал запретить «финские гей-марки», однако не уточнил, как именно этот запрет должен работать. Через два года городской театр Турку объявил о постановке мюзикла, повествующего о жизни финского художника и его искусстве, которое успело из части подпольной гей-культуры вырасти в узнаваемый символ популярной культуры. Премьера Tom of Finland: Musical, поставленный лучшими финскими композиторами и сценаристами, состоялась в январе 2017 года.
Его творчество повлияло на Роба Мэпплторпа, Фредди Меркури и Глена Хьюза
Творчество Tom of Finland значительно повлияло на творчество других художников и музыкантов. В конце 70-х финский художник привлёк внимание другого законодателя гомоэротичного искусства Роба Мэпплторпа. Американский фотограф познакомился с художником в Хельсинки, где они обменялись портретами: так началась их дружба. Правда, тёплые чувства быстро закончились: Мэпплоторп, как рассказывает представитель Tom of Finland Foundation Марк Рэнсдэлл-Беленгер в интервью AnotherMan, украл у художника и свою работу, и деньги. «Роберт был обычным мудаком, — говорит куратор. — Том же был очень доверчивым парнем».
Фредди Меркьюри — ещё один великий артист прошлого, попавший под влияние творчества Tom of Finland. Солист Queen часто использовал коды Лааксонена и всячески демонстрировал собственную маскулинность: наряжался в кожу, носил униформенные фуражки. И даже футболки, на которых изображены мускулистые красавцы, словно сошедшие с картин финского художника. Образы художника позаимствовал и Гленн Хьюз — знаменитый танцор из группы Village People, выступавший в костюме брутального байкера. Хьюз скончался в 2001 году в возрасте 50 лет, а в завещании попросил похоронить его в кожаном костюме. На творчество художника ссылается популярная в 80-х группа Frankie Goes To Hollywood — пятёрка парней, выступавшая в байкерских косухах, полурозрачных топиках-сетках и в других приметах стиля финского художника.
Его творчество дестигматизировало гей-сообщество
Tom of Finland начал рисовать в то время, когда в обществе царил стереотип о том, что гомосексуалы не могут быть сильными, мужественными или брутальными. Когда в 60-х годах в воздухе запахло сексуальной революцией, его работы уже вовсю ломали художественную и социальную парадигмы, в которой геев изображали слабыми или женственными в самом примитивном значении этого слова. Картины Лааксонена олицетворяли сексуальную свободу, о которой гомосексуальные мужчины того времени и мечтать не могли. «Геи в те дни часто не чувствовали ничего, кроме стыда из-за своей сексуальности. Я хотел, чтобы мои рисунки изменили их чувства; я бы хотел, чтобы они показали, что геи тоже могут быть счастливы. Ох, я не задумывался об этом, когда начинал рисовать. Но я с самого начала знал, что мои мужчины будут гордыми и счастливыми!» — говорил художник. «Том дал многим молодым геям образ, который стоил бы того, чтобы ему подражать. Он был преувеличенно мужественным, каким бы карикатурным сегодня он ни казался», — пишет в заметке об искусстве Tom of Finland журналист и публицист Мануэль Бетанкур.
Важная часть творчества художника — критическое отношение к власти. «Я думаю, что было бы неплохо взглянуть на более прогрессивные аспекты его работы, — рассказывает куратор Стефан Кальмар, выставлявший работы Лааксонена в Лондоне три года назад. — Например, если темнокожий парень занимается сексом с полицейским, то получается точная иллюстрация слогана Fuck the Police».
О его жизни снят фильм
О жизни финского художника можно узнать из байопика Tom of Finland. Картину снял финский режиссёр Доме Карукоски, а её премьера состоялась в 2017 году на фестивале Tribeca. Нет, горячих сексуальных сцен в фильме почти нет. Режиссёр Карукоски считает, что они должны быть оправданы драматически — но в случае от природы скромного Лааксонена ни о какой разнузданности говорить не приходится (есть мнение, что и рисовать художник начал потому, что стеснялся познакомиться с интересовавшими его парнями). Лента рассказывает историю жизни Лааксонена, в которой было всё — от тюрьмы из-за флирта до постоянного прессинга окружающих. В первую очередь — младшей сестры, которая буквально требовала от брата скрывать свою сущность из-за страха позора. Когда друг Лааксонена Дирк Денер рассказал ей, что работы её брата приняли в постоянную экспозицию MoMA, она лишь пожала плечами. «О чём они вообще думали?» — переспросила она.
Вместе с подробностями личной жизни художника в картине зримо рисуется превращение строгой, консервативной Финляндии в свободную и раскрепощённую страну. Карукоски хочет, чтобы мы поняли простую мысль: мир прекрасен в своём разнообразии. В нём должно быть место такой неоднозначной, но революционной эстетике Tom of Finland — об этом, кстати, прямо заявлял и сам художник. «Я знаю, что мои „похабные рисуночки“ никогда не появятся в главных салонах Лувра, но было бы классно, если — я бы хотел сказать „когда“, но лучше скажу „если“ — наш мир научится принимать разные формы любви. Тогда, возможно, у них появилось бы место в какой-нибудь небольшой комнатушке», — говорил Лааксонен.