В Северной Осетии солдаты-срочники, которые довели изнасилованного сослуживца до самоубийства, получили по 3 года колонии
Владикавказский гарнизонный военный суд вынес приговор двум рядовым срочной службы, причастным к жестоким издевательствам над солдатом. Потерпевшего изнасиловали и довели до суицида, а его предсмертную записку сожгли.
По решению суда рядовой Антон Салтыков проведет за решеткой три года. Его подельник Вячеслав Антонов получил 2,5 года лишения свободы. Отбывать наказание они будут в исправительной колонии общего режима, сообщает официальный сайт ГВСУ СК РФ.
Как следует из материалов дела, потерпевший Леонид Леонидов (имя и фамилия изменены по просьбе его матери) проходил службу в военной части N66431 (4-я гвардейская военная база). Издевательства над ним начались с мая 2013 года, а их инициатором был младший сержант Андрей Кабанов, в отношении которого ведется отдельное уголовное производство.
По версии следователей, Кабанов был недоволен тем, что Леонидов во время учений находился на стационарном лечении в военном госпитале. Из-за этого он решил наказать “симулянта” и создать для него невыносимые условия прохождения военной службы.
Кабанов подговорил Салтыкова и Антонова, чтобы они избивали Леонидова и унижали его. Те с удовольствием согласились и издевались над жертвой как вместе с Кабановым, так и без него.
В одном из эпизодов дедовщины, относящемся к 24 августа, Антонов и Кабанов отняли у Леонидова 6 тысяч рублей, поделив добычу поровну. Кроме того, они отобрали у солдата мобильный телефон, за возврат которого требовали 2 тысячи рублей, угрожая в противном случае уничтожить трубку.
Постепенно пытки становились все более частыми и изощренными. Наконец, 31 августа 2013 года около 2:30 Кабанов насильно завел Леонидова в “кунг” автомашины, где избил его и изнасиловал в различной форме.
Один из военнослужащих видел после этого плачущего Леонида, который держал веревку. Он спросил у него, что случилось. “Надо мной надругался Кабанов”, – ответил солдат.
Затем Леонидов сел писать предсмертные записки, а его сослуживец “завалился спать”. Примерно через два часа после изнасилования потерпевший повесился, сообщала в своем блоге на радиостанции “Эхо Москвы” председатель правления фонда “Право матери” Вероника Марченко.
Во время судмедэкспертизы, помимо странгуляционной борозды, были обнаружены кровоподтеки в области грудной клетки и конечностей, а также ссадины на лбу и в области коленного сустава. В прямой кишке и ротовой полости патологоанатомы нашли сперматозоиды. Проведенная генетическая экспертиза позволила установить личность насильника.
Отметим, что офицерский состав части 66431 не только не помогал в расследовании, но и пытался скрыть улики. Командиры говорили, что “ничего не видели” и “ничего не слышали”, а один из них сжег предсмертную записку, в которой Леонид назвал виновных в своей гибели лиц. И только потому, что юноша написал две предсмертных записки, эту информацию удалось донести до следователей и общества.
После задержания Салтыкову и Антонову инкриминировали ч. 3 ст. 335 (“Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, сопряженное с насилием, повлекшим тяжкие последствия”), ч. 5 ст. 33 и п. “а, в” ч. 3 ст. 286 (“Пособничество в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий, с применением насилия и причинением тяжких последствий”), ч. 1 ст. 163 (“Вымогательство”), п. “а, г” ч. 2 ст. 161 (“Грабеж, совершенный группой лиц по предварительному сговору, с угрозой применения насилия, неопасного для жизни и здоровья”) УК РФ.
Оба военнослужащих заключили досудебное соглашение. Им гарантировали рассмотрение дела в особом порядке (в течение часа, без вызова свидетелей), а также мягкое наказание (не больше половины максимального срока, предусмотренного законом). Интересы родителей потерпевшего не волнуют ни одну из сторон такой сделки. Соглашение было утверждено военным прокурором в/ч 28072 подполковником юстиции А.Ю. Жилиным.
Мать погибшего Леонида Леонидова настаивала на нормальном судебном разбирательстве, но против выступили и прокурор Балахнин, и защитник подсудимых Роматов. Судья Сергей Горелов после совещания в удовлетворении ходатайства матери отказал.
“Это история из тех, что развенчивает расхожий миф, что армейская “школа жизни” делает из парней “настоящих мужчин”, – писала Вероника Марченко. – “Настоящий мужчина” изнасиловал солдата, которым командовал. “Настоящие мужчины” врали, ссылаясь на плохую память, потому что всем своим “настояще-мужским” сообществом боялись нескольких подонков. “Настоящий мужчина”-офицер сжег предсмертную записку повесившегося от отчаяния парня. Материалы дела не засвидетельствовали ни одного настоящего мужского поступка хоть кого-то из среды, в которую попал для прохождения военной службы Леонид Леонидов”.
Правозащитники отмечают, что в войсковой части 66431 регулярно гибнут солдаты. По словам матери другого погибшего Розы Маркаровой, в период с апреля по ноябрь 2013 года там же погибли еще четверо военнослужащих, не считая Леонидова: в том числе Кирилл Шлыков, Сергей Гоготов и Игорь Матвеев.