Камин-аут глазами специалиста: от враждебности до слез радости
11 октября отмечался международный день камин-аута. История Дня берёт своё начало 11 октября 1987 года, когда 500 тысяч человек вышли на марш в поддержку равенства и соблюдения прав геев и лесбиянок. Решение о проведении ежегодного дня камин-аута было принято ЛГБТ-активистами в 1988 году и целью этого дня стало привлечение внимания к сложностям и последствиям открытия своей сексуальной ориентации и/или гендерной идентичности не только для человека, но и для его родных и близких, коллег.
Выражение «камин-аут» является прямым заимствованием устоявшегося англоязычного выражения «coming out» – сокращение от «coming out of the closet» (букв. «выйти из шкафа», по смыслу «выйти из потёмок, открыться»).
В связи с политическими, религиозными, социальными и другими признаками, у человека не всегда есть возможность открыто говорить о своей сексуальности. Находясь «в шкафу» представители ЛГБТ-сообщества скрывают от своих родных, близких, друзей неотъемлемую часть своей личности – свою сексуальную ориентацию, гендерную идентичность.
Открытие своей сексуальной ориентации или гендерной идентичности может иметь как положительные, нейтральные, так и негативные последствия. Связано это как с внутренними переживаниями человека, так и принятием родственниками или окружающим социумом. День камин-аута – это также возможность для представителей ЛГБТ-сообщества понять важность открытия своих идентичностей перед окружающими людьми, важность жить свободно.
Мы поговорили со специалистами, работающими в ЛГБТ и ВИЧ-сервисных организациях, которые оказывают помощь при камин-ауте.
«Члены ЛГБТ-сообщества редко обращаются в организацию по вопросу камин-аута. Это связано, прежде всего с тем, что общество не готово принять ЛГБТИК людей, из-за чего представители сообщества боятся раскрыть свой статус, боятся последствий камин-аута. Часто, когда человек открывает свою сексуальную ориентацию или гендерную идентичность, он находится в стадии агрессии, гнева, которая выражается в форме негодования и враждебности по отношению к окружающим, – говорит Акмал Аминджанов из Таджикистана. – У человека привычный мир разрушен, он ищет виновных в этом, которых надо «призвать к ответу». Находясь на этой стадии, человек может угрожать «виновным» или, наоборот, заниматься самобичеванием, чувствуя свою вину в произошедшем».
«Последствиями камин-аута в нашей стране могут быть отвержение, изгнание из дома, избиение, отказ родителей от своего сына илидочки» – отмечает Акмал.
«Представители сообщества говорят о камин-ауте, но чаще всего к психологу или социальному работнику обращаются уже после того, как сообщили родным или знакомым о своей гомосексуальности. К сожалению, до совершения камин-аута, к нам обращаются редко, – отмечает Гуля Либаева из Узбекистана. – Чаще всего, обратившихся волнуют последствия открытия своей сексуальности перед родными, друзьями, возникают вопросы о том, как минимизировать негативные последствия».
Как отмечает Акмал: «Беседы, которые проводят специалисты с представителями ЛГБТ-сообщества, затрагивают разные стороны камин-аута – это может быть как внутренняя борьба с принятием себя, так и отношение родителей, родных, друзей, коллег, соседей.
Когда представители сообщества обращаются к нам за консультацией, они хотят найти идеальный вариант, что и как надо сделать, чтобы смягчить негативные последствия. К сожалению, дать идеальный совет, как совершить камин-аут не может никто. Каждый случай индивидуальный и сказать, что, если ты сделаешь так или иначе, то это будет хорошо – невозможно. Мы даём представителю сообщества советы о том, что не надо торопиться, в случае раскрытия своего статуса, сообщая, что могут быть определенные риски. У нас в Таджикистане, негативных случаев, к сожалению, больше чем позитивных».
Истории камин-аута у всех разные.
«Часто бывают негативные реакции со стороны родственников: могут перестать общаться, выгнать из дома, лишить материальной поддержки, домашний арест, насильно могут выдать замуж или женить, отправляют к психотерапевту или мулле, – добавляет Гуля. – Мамы, чаще всего, реагируют не так негативно, как отцы. Подруги или друзья реагируют тоже позитивно или отношение вообще не меняется».
«Есть и положительные случаи, но это бывает реже у нас в стране. Однажды, после того как сын сделал камин-аут маме, она сначала была в шоке и долгое время не разговорила с ним, потом она начала разговаривать с ним и относилась вежливо. А посмотрев фильм «Молитва за Бобби», она даже рекомендовала соседям его посмотреть. Сейчас они живут счастливо, и мама больше уделяет внимание своему сыну, и поддерживает всесторонне», – добавляет Акмал.
Для того, чтобы избежать негативных последствий во время камин-аута, человеку необходимо подготовиться.
В интернете можно найти много разной информации, иногда противоречивой, но есть уже специализированные ресурсы, пользуясь которыми можно подробнее узнать о вопросах гендерной идентичности и сексуальной ориентации. Также есть сайты ЛГБТ-организаций, на которых содержится много информации по этим темам. Например, брошюры, созданные психологами, врачами, юристами, социологами и другими специалистами, в которых можно найти ответы на многие вопросы.
«Конечно же, лучше, если с представителем сообщества поговорит специалист, разбирающийся в сфере ЛГБТКИ. Такие специалисты часто пишут в информации о себе «ЛГБТ-френдли», также можно найти их контакты через ЛГБТ-организации. Обычно, эти психологи уже имеют необходимый багаж знаний по теме СОГИ», – отмечает Акмал.
При необходимости, специалисты советуют обратиться за психологической поддержкой.
«Работа с психологом – это возможность рассказать о своих переживаниях, страхах и рухнувших надеждах, оплакать и проститься с ними, и двигаться дальше к большему взаимопониманию со своим ребёнком», – советует Акмал.
Из советов, которые может дать специалист из Таджикистана, для ЛГБТ-детей – это не спешить и взвешенно подходить к разговору с родственниками и родителями, а родителям ценить тот факт, что ребенок доверился им.
Несмотря на то, что родители занимают особое место в жизни, при любой их реакции на камин-аут, ваша жизнь продолжается. Если вы не получили принятия сразу, то, возможно, это случится позже. Если родители сами не задают вопросов, но готовы слушать, то дозированно рассказывайте о своей жизни, об отношениях и переживаниях, помогая родителям больше узнать об этой стороне вашей личности.
В свою очередь, родителям ЛГБТ-детей Акмал Аминджанов дает совет: «Если ваш ребёнок (не важно сколько ему сейчас лет), рассказал вам информацию о своей сексуальной ориентации и гендерной идентичности, примите это как знак доверия и признания важности вас в её или его жизни», – подводит итог Акмал.